Имя Михаила Михайловича Пришвина - крупного и своеобразного писателя, этнографа, певца родной природы и неутомимого путешественника - по праву занимает достойное место в перечне писателей, создававших свои произведения по нижегородским впечатлениям. В 1909 г. и журнале «Русская мысль» (1-3 книги) впервые появились его очерки «У стен града невидимого» («Светлое озеро») - рассказ о путешествии по северным районам нашего края.
Очерки имели большой успех. В этом же 1909 г. они вышли
отдельной книгой в издательстве «Прометей», а затем под новым названием
«Светлое озеро» в 1914 г. в издательстве «Знание».
Чем же привлекло М. М. Пришвина наше лесное Заволжье?
В «Светлом озере» автор, по существу, прямо говорит об этом -
знакомство с книгой П. И. Мельникова-Печерского «В лесах».
Писателя заинтересовали широко известная легенда о граде Китеже, быт, нравы
и мировоззрение старообрядцев - он решается на трудное и долгое в тогдашних
условиях путешествие по глухим лесным углам Нижегородского Заволжья. Оно
осложнялось еще и поставленной М. М. Пришвиным задачей - войти в доверие у
старообрядцев. Для этого он изучает духовную литературу, перестает курить,
есть скоромное, пить чай. Эти ограничения и трудности путешествия, выпавшие
па долю Пришвина, оплачиваются сторицей - рождением чеканных строк, рисующих
природу нижегородского севера, быт и нравы его жителей. | |
Первая книжная публикация очерков М.Пришвина. 1909 год.
|
Маршрут М. М. Пришвина по Заволжью восстанавливается по «Светлому озеру». Не заботясь о протокольной точности, он пишет: «С Волги я не сразу попал на Ветлугу, но пусть будто сразу». Повторяя маршрут Короленко, М. М. Пришвин спустился по Волге на пароходе к Козьмодемьянску. В «Светлой озере» есть запись: «Плоты, буксиры... синеют леса. Волга. Вторая моя родина. Сижу на высоком берегу, ожидая парохода...», «Ветлужский пароходик доставил меня в Варнавин».
В Варнавине Пришвин, видимо, пробыл несколько дней, присутствовал на ночном богослужении в годину Варнавы, завязал знакомство с тамошними старообрядцами, использовав имевшееся у него рекомендательное письмо. Во всяком случае, в дальнейший путь его со спутником - местным старообрядцем Михаилом Эpaстовичем.
Переправившись на пароме через Ветлугу, oн углубляется в ypeнские леса. Запись: «Плот (паромик) переплывает Ветлугу молчаливо. Косяки черных платков, острые носы, старые подбородки, лесные глаза - всё на чеку... Паломники возвращаются с годины Варнавы. »
Вместе со своим спутником писатель едет просёлочными дорогами и просто просеками в глубь Уренского края. В пути несколько селений, включая деревню Березовку, посещение старинных обомшелых часовен, старообрядческого скита за Устой среди непроходимых болот. Неясно когда - по пути в Урень или уезжая из него - был он и в поселке Краснояр, в низовьях Усты.
Уренщина не совсем понравилась писателю своей суровостью - и природы, и людей: «Бог этих лесов какой-то суровый. Люди тоже неприветливые. Одежда, пища, характер - все не такое, как нa моей равнине».
Наконец Пришвин в Урене. «В Урене что ни двор, то новая вера, тут есть всякие секты раскола. И вот зашумели у моего окна разные согласья...» - записывает он свои впечатления.
М.M.Пришвин
|
|
Из Уреня вместе с возницей Пришвин возвращается к Ветлуге,
едет сквозь «леса непрерывные», вдоль Усты к Воскресенскому. В пути
встречает вереницы богомольцев, идущих к Светлояру. Новая - не описанная - переправа
через Ветлугу, остановка «на последней станции» перед Владимирским.
Наконец и село Владимирское - озеро Светлояр.
Устроившись на квартире у «вдовицы Татьянушки»,
писатель спешит на озеро - к граду Китежу.
|
Но... Светлояр не произвел на М. М. Пришвина особого впечатления: «Светлое озеро - чаша святой воды в зеленой зубчатой раме», «спокойное, светлое око с длинными зелеными ресницами...»
Главное внимание - многие страницы очерка - писатель уделяет людям, пришедшим на богомолье к Светлояру, обстановке, в которой оно происходит. Здесь мы встречаем множество великолепных портретов богомольцев, описание их действий.
Желая поглубже вникнуть в идеологию старообрядцев, Пришвин знакомится со старообрядческим начетчиком и едет с ним в сторону г. Семенова с остановкой в Шалдеже. Перед ним развертываются трудовая жизнь и быт семеновских ложкарей, которым он посвящает следующие строки: «Что тут за села! Даже на далеком знакомом мне Беломорском Севере не сохранился так старинный русский быт. Тут самая маленькая лачужка украшена хитрейшей резьбой. У ворот под навесами сидят везде семьи ремесленников-ложечников с инструментами в руках. Колют, строгают, чистят. Не очень даже глазеют на проезжего. Похоже, будто у них есть особое деловое семенное самолюбие: стоит немного попристальнее глядеть на работу, сейчас же начинают строгать и чистить усерднее. Ложки так и летят в большие кучи перед избами. Горы ложек готовит Семеновский уезд...»
В описании Пришвин явно противопоставляет семеновскую округу непонятной и чуждой ему - гуманисту - старообрядческой глухомани уренских лесов. Есть об этом в очерке такие строки: «Просека длинная-длинная, кажется, что это леший в кулак поглядел отсюда туда, к нам в безлесье, и задумался. Может быть, видит, как на черные поля из красного глиняного оврага вылез погреться на солнце шутяга бесхвостый ощипанный...» В этом образном противопоставлении лесного левобережья Ветлуги обжитому нагорному правому берегу в миниатюре как бы повторяется противопоставления П. И. Мельниковым-Печерским «лесов» и «гор». «Горы» М. М. Пришвину ближе и понятнее. В Семеновском уезде он с удовлетворением отмечает, что влияние старообрядцев здесь чувствуется меньше.
«Светлое озеро» М. М. Пришвина - очерк о заволжском старообрядчестве, известная дань распространенному в годы реакции среди части интеллигенции «богоискательству». Но писатель-реалист, гуманист и жизнелюб не нашел в заволжских лесах того, за чем он приехал. Он увидел и оценил старообрядчество как реакционную силу, оглупляющую и разъединяющую людей, заставлявшую их жить ложными идеями. Для него старообрядцы «большие дети, русские лесные рыцари», связанные «ржавой церковной цепью». Эта цепь позволяет верхушке старообрядчества всячески эксплуатировать своих единоверцев. В «Светлом озере» М. М. Пришвин с большим мастерством раскрывает широкую картину быта и духовного мира населения нынешних Семеновского, Краснобаковского, Воскресенского, Варнавинского и Уренского районов в дореволюционные годы. Эта картина, созданная рукой умелого мастера, дает исключительный по силе материал для сравнения прошлого с современной жизнью заволжского села, для оценки огромных преобразований, происшедших в нем за годы Советской власти. И в этом ценность пришвинского «Светлого озера».
Текстовая версия для печати
в формате .doc для Word ВВЕРХ
© 2003-2004 Дизайн-студия "Sofronoff"
|