ПОСЛЕСЛОВИЕ

У ИСТОКОВ

   А я стоял и отчетливо сознавал, что никогда не сотрутся в памяти эти картины, как никогда не прекратится связь с ним, твоим прошлым, твоими истоками; и незримая эта нить от прошлого через тебя, песчинку в истории, протянется дальше, к будущим временам. И нельзя, никогда нельзя ни оборвать эту нить, ни позабыть о ней хоть на минуту.
   А. Сизов. «Три покосева»
   «Ни оборвать, ни позабыть хоть на минуту...» - когда Александр Сизов писал так об извечной связи человека с прошлым и будущим, с миром людей и природы, ему не было еще и 30. Однако о смысле жизни уже тогда размышлял он всерьез, несуетливо. В наш век скоростей, информационных перегрузок, рациональных взглядов и отношений мы порою слишком беззаботно расстаемся с памятью прошлого. Не задумываясь о том, что приобретаем взамен, налаживая удобный, сытый, но нередко бездуховный быт, рвем связи с основами, опорой. Для А. Сизова память прошлого - главная тема творчества. Ей посвящены самые лучшие, самые вдохновенные из написанных им рассказов - «Три покосева», «Калиновая вода», «Корзина стерляди». О родном доме, отце, матери, бабушке, о родной деревне, ее природе и людях, о любви ко всему этому миру далекого детства рассказывает писатель в них.
   Эта любовь беспокоит, волнует, переполняет душу восторгом так, что уже нельзя не писать, нельзя не говорить о ней. «Мир детства - жаркий, цветной сон. Беззвучно, как в немом кино, качаются передо мною высокие и горячие травы. Пылит жесткими метелками ежа сборная; встает над лугом могучая тимофеевка, тяжелые батончики которой, отягченные росой и цветом, кажется, вызванивают; зелеными шарами перекатываются по лугу заросли метлицы, полевицы белой, костра безостого, - все сплелось, задернилось, трудно отделить один злак от другого - все вместе, все - трава... И густо, плотно стояли над миром моего детства запахи. Ветер медленно размешивал их, закручивал ленивые вихри и, душный, тяжелый, горячий, тек в одну сторону, будто река. Воздух был так напитан медом, что от него сушило в горле и слипались волосы, а в них неразборчиво жужжали пчелы... Обморочно кружилась голова, а тело, нагретое летним зноем, странно и невесомо гудело...»
   Это чувство горячей, страстной любви к «благословенной земле» и питает творчество молодого писателя. Он рассказывает о «брошенке» Настасье, от которой вот уже шесть лет прошло, как ушел муж («Настино подворье»), о смерти старого кузнеца Егора Ивановича Ведрова («Красный день»), о распаде семейства Очепов («Корзина стерляди»), о горьком одиночестве вековухи Павлы («Студеное водополье»), о девочке Клаве и ее сиротском детстве. А в сущности, размышляет о большой человеческой правде, о том, что приносят они, каждый из встреченных автором людей, «как пчелы на леток улья, самим себе и что потом отдают людям». И в этом отношении мир детства остается для А. Сизова своеобразною мерою и человеческой цельности и человеческой значимости.
   Буднично просты события рассказов писателя, буднично просты и понятны переживания его героев. Главное для А. Сизова не в них, а в том, как отзывается человек сердцем на жизнь окружающей его природы. Чувства его любимых героев постоянно соотносимы с малейшими изменениями, происходящими вокруг: снегом ли, звездным ли небом, весенней рекой, - до краев полны этими малыми, но, может быть, самыми человечными ощущениями. «А утром... Вышла Настя на крыльцо с корзинами белья и зажмурилась - до того чист, до того ярок показался этот снежок, упавший на голую землю... Со снегом тише, спокойнее на душе. О вчерашней ссоре и не вспоминать бы, только горло жжет. Да все равно хорошо!» И наоборот, черный, безжизненный след остается от телеги слабого волей и глухого сердцем Леонида - бывшего мужа Насти - на этом чистом, девственном снегу. Окончательно разрушены, разрублены связи с прошлым у пьяницы Федора - героя рассказа «В чистом поле в полночь». Это особенно остро понимаешь тогда, когда не может он вспомнить любимое с детства стихотворение в зимней ночи. Духовная гибель предрешает гибель физическую. Опустошенный нравственно Федька погибает от нелепой случайности. Но не случайно напоминает в этот момент автор о нехитром опыте детства предавшему прошлое Федьке: «Эх, Федька!.. Ребятишки-то, оседлав портфели, осторожно съезжают, тормозят ногами. А Федька покатил все быстрее и быстрее, без тормозов. Волчком крутило его, на бугре подбросило, и дальше летел он, подпрыгивая как мяч. Последний раз подбросило его, ударился он о еловое корневище, и хрустнуло что-то в шее... »В чистом поле в полночь...« - как-то нелепо, наперекосяк эта строчка застряла в угасающем сознании...»
   В жестоких противоречиях с окружающим миром находится семья Очепов («Корзина стерляди»). «Лишаями обросла их совесть». И в этом нарушении главного закона жизни видит А. Сизов причину тех несчастий, которые неизбежно должны были свалиться на их головы.
   Искусно тонкими, но крепкими нитями связана с поэтической стихией рассказов А. Сизова легенда о большой любви и о низком вероломстве «Шалуха». И написана она с тем же чувством чуткого внимания к миру природы, олицетворенному здесь уже в поэтических образах.
   В свою первую книгу А. Сизов включил не только рассказы. Писатель сделал попытку создать и произведение средней формы эпической прозы - повесть «Лесная скрытня», написанную на документальном материале. О драматичных судьбах забитых суеверием людей рассказывает в ней автор. Неделями, месяцами убивают в себе скрытницы жизнь, борются с ее искушениями, готовят себя к смерти - принятию сладостного венца во имя Христово. Только сильнее любых догм и фанатических учений стремление человека к жизни, к радости. И в этом торжестве живой жизни мы узнаем знакомую нам по рассказам писателя излюбленную мысль его: «Благословленна земля, на которой цветет калина и журчит вода. Всем телом, всем существом своим я чувствую ее силу, ее власть...» Не трудно заметить, что далеко не все удалось А. Сизову в этом произведении. Так, очевидно, что событиям повести не хватает реалистически прописанного фона. Писатель так и не дает нам ответа на вопрос, какая обездоленность привела несчастных женщин под крыло изувера Христофора. Он не показывает нам исторического и социального фона событий повести. Не объясняет он и того, что ищет в вере красивая, любящая и любимая Фаина? Почему послушно уходит она накануне своей свадьбы за теткой Макридой в скрытню? А какое чувство питает веру самого Христофора? Для А. Сизова эти наши вопросы не неожиданность. В области художественного мастерства он в свои 32 года искушен немало.
   Уроженец деревни Ляпунове Варнавинского района Горьковской области, он после средней школы работал в районной газете, учился в Литературном институте, окончил его успешно, затем служил в армии. С тех пор успел достаточно поездить по стране, пережил изрядно событий и встреч. Как профессиональный журналист немало публикуется. Но и сейчас все так же властны над его воображением мир пережитого детства, память о нем. И не раздумывая особо о причинах и обстоятельствах описываемых в произведении событий, будто «отламывая» пласт жизни, он просто живет со своими героями, увлеченно и безошибочно выявляя их суть через впечатления той счастливой поры, когда весь мир воспринимался как «жаркий, цветной сон».

З. Колодина

ВВЕРХ

© 2003-2004 Дизайн-студия "Sofronoff"






Хостинг от uCoz